Все поставлено на карту. Часть первая.

Как вы относитесь  к такой частой практике издателей, как переложение  настольных игр в формат карточных или игр с кубиком? Вам это никогда не казалось чем-то «притянутым за уши»? Этакое выманивание денег из фанатов конкретных настолок. Но может некоторым играм такое перерождение только на пользу? Еще одна особенность карточных версий – это, что практически все они идут на двоих игроков, даже если оригинал минимум на троих игроков. Давайте-ка рассмотрим несколько примеров. Нас в первую очередь будет интересовать, сильно ли отличаются настольная (НИ) и карточная версия (КИ) игры по механике, геймплею и полученному удовольствию. Пойдем в хронологическом порядке. Начнем с самих старых карточных версий настолок. 

Колонизаторы (1995) / Карточные колонизаторы (1996)

Карточные Колонизаторы – отнюдь не жалкий клон своей настольной прародительницы, а полноценная и серьезная стратегия. Под оба формата игры выпущено достаточное количество дополнений. Однако остановимся на базовых версиях.

Сходства.

Основная идея игры заключается в захвате территорий, постройке городов и поселений, добычи на своих землях ресурсов и получении за эти ресурсы различных благ. Что именно можно сделать за ресурсы? Построить город/поселение, нанять рыцаря, сыграть карту развития.

Ресурсы в обеих версиях добываются одинаково. Текущий игрок бросает кубик(и). Область, номер которой равен значению на дайсе (сумме на дайсах), приносит своим владельцам богатства.

 Отличия.

Первоначальное местоположение игроков на карте в НИ выбирается следующим образом: определяется первый игрок; он размещает на карте одно поселение и ведущую к нему дорогу. Далее такие манипуляции проделывает второй игрок и так до последнего колонизатора Катана. Последний игрок, выставив первое поселение и дорогу, тут же добавляет на карту вторые их экземпляры, после чего право обзавестись еще одной точкой дислокации переходит к третьему игроку и т.д. При выставлении поселений важно помнить, что между двумя любыми поселениями должно пролегать, как минимум, две дороги, что делает и без того маленький Катан еще теснее.

Для  КИ нет общего острова, у каждого игрока свой Катан, в который никто не вклинивается с чужими поселениями. Первоначальная расстановка заключается в случайном выкладывании одинакового для обоих игроков набора территорий с различными ресурсами перед собой. Таким образом, стартовые условия в карточной версии имеют больше шансов на равенство.

Если в настольном варианте для добычи ресурсов используются два кубика, дающих нормальное распределение, то в карточном — один дайс и полная воля случая. Тут уж решайте сами, что Вам больше нравится: положиться на кубик или всю игру зависеть от начального распределения по территории и дальнейших её захватов.

В настольной версии игрок может строить поселения и города. В карточной, к тому же, доступны различные здания и сооружения. Некоторые из них предназначены для защиты от бед и напастей (водопровод поможет в борьбе с чумой), другие приносят ПО или бонусы.

По-разному реализована идея с картами развития в двух форматах игры. В настольных Колонизаторах просто приобретается за определенный набор ресурсов карта, приносящая в конце игры ПО.

В КИ карты добираются до определенного количества в руку: если с верха стопки, то бесплатно; если по выбору из одной из стопок, то за ресурсы. Карты вносят разнообразие в игровой процесс, позволяя мешать противнику или давая простор для собственного развития.

Ну и заточены игры под разное количество участников. Настольная идет на 3-4 игрока, карточная — строго под двух поселенцев.

Наше мнение.

Карточные колонизаторы есть в нашей коллекции с незапамятных времен. В свое время много в них играли, считая эту игру одной из самых серьезных стратегий для двоих игроков. Сейчас, конечно, уже не те времена, много новинок, но все равно относимся к этой игре уважительно. Самих Колонизаторов  у нас нет, но с игрой хорошо знакомы: играли и в клубе. В занудных очередях можно развеяться партейкой на телефоне через BlueTooth. Конечно, механика уже устарела, но игру в коллекции иметь надо. Все-таки классика. Жалко только на двоих не идет.

Сводка

  Настольная Карточная
Рейтинг на BGG 7.52 6.92
Среднее время игры (мин) 90 90
Возможность играть вдвоем нет иначе никак
Есть локализация да да
Средняя цена (руб.) 900 500

Lost Cities: The Board Game (2010) / Затерянные города (1999)

Единственная пара в нашем списке, где изначально появилась карточная игра, а уже потом, больше чем через 10 лет, подоспела и настольная.

Сходства.

Обе игры посвящены поиску сокровищ и археологических ценностей в пяти древних столицах. В обеих играх расхитители гробниц достигают своей цели, составляя последовательности из карт одного цвета. Главное правило: значение следующей карты в ряде должно быть больше предыдущей. Нюанс: распыляться на все экспедиции (ряды) может быть невыгодно. Если Вы выложили совсем мало карт одного цвета, это пойдет Вам в минус, а не в плюс.

 Отличия.

В настольной игре, конечно же, появилось большое поле, на котором изображены разноцветные дорожки из плиток, ведущих к тем самым затерянным городам. Если в карточную игру можно было играть только вдвоем, то в настольной версии возможное количество игроков возросло до четырех. Подсчет очков в версиях тоже отличается. В КИ важно значение на каждой карте в последовательности. В НИ очки считаются по значениям на плитках, которых достигли исследователи, а карты нужны только для продвижения по ним. Настольная версия стала более рандомной, но, одновременно, и более азартной. Случайным образом на плитках расставляются артефакты, которые дают различные бонусы нашедшему их. Время партии НИ возросло, что для довольно простой игры не является плюсом. ЗГ хороши как филлер, но как полноценная игра довольно просты.

 Наше мнение.

Играли только в карточную версию ЗГ, и, в отличие от других игр др. Райнера Книции, мы от неё не в восторге. Слишком она уж «пасьянсна», нет никакого драйва, азарта. Для нас есть намного больше игр на те же полчаса, от которых мы получим больше удовольствия.

Сводка

  Настольная Карточная
Рейтинг на BGG 6.97 7.14
Среднее время игры (мин) 30 30
Возможность играть вдвоем да иначе никак
Есть локализация нет да
Средняя цена (руб.) 1400 400

Cluedo (1948) / Cluedo: The Card Game (2002)

Классическая детективная игра середины прошлого века, а также ее карточная реинкарнация.

Сходства.

Это детективные игры, в которых участники расследуют убийство главы дома, человека с большим состоянием. В обеих играх есть карты 6 подозреваемых, 6 приспособлений и 9 локаций. В начале одна карта каждого типа вслепую кладется в центр стола. Это и есть цель расследования — определить,  что же там за тройка. Остальные карты перемешиваются и максимально поровну раздаются игрокам. Те отмечают эти карты в своих блокнотах как карты вне подозрений: если они есть на руках, то их нет в центре стола. В ходе игры, вычеркивая все больше улик из состава преступления, участники стремятся отгадать заветные три карты.

 Отличия.

В НИ перед следователями стоит три вопроса: «Кто убил?», «В какой комнате?» и «Каким оружием?». Причем все действие происходит в одном особняке, и игроки становятся как следователями, так и подозреваемыми. В общем, классический герметичный детектив. В КИ же преступник уже скрылся и игроки должны ответить на три немного других вопроса: «Кто, все-таки, убил?», «На каком транспорте он скрылся?», «В какой город он уехал?». В принципе, те же 6+6+9 карт, но с немного другим подтекстом.

В НИ игровое поле представляет собой особняк — место убийства. Начиная с разных углов здания, игроки бродят по комнатам и высказывают догадки, причем в своем предположении сыщик может упомянуть только ту комнату, в которой он находится, если только это не окончательное обвинение. Передвижения между комнатами осуществляется с помощью кубика, так что расследованием правит рандом. В КИ все действия совершаются, что логично, с помощью карт. В начале игры каждый игрок получает по одной карте из специальной колоды действий, и потом получает еще по карте в свой ход. С помощью этих карт и высказываются предположения, а также совершаются другие действия в игре. Случайность становится более управляемой, благодаря картам и наличию «руки» .

Наше мнение.

Хоть нам и нравятся детективные игры, Cluedo для нас слишком примитивна. Все-таки 1948 год дает о себе знать. Карточная механика выглядит более современно, но не думаем, что эта игра появится в нашей коллекции. Лучше уж в ту же самую Тайну Аббатства поиграем.

Сводка

  Настольная Карточная
Рейтинг на BGG 5.61 5.97
Среднее время игры (мин) 45 60
Возможность играть вдвоем нет нет
Есть локализация да нет
Средняя цена (руб.) 900 400

Puerto Rico (2002) / San Juan (2004)

Стратегическая игра, ставшая неоспоримым хитом, и ее карточная реализация,  которая послужила прообразом также хитовой игре Race for the Galaxy.

Сходства.

Это стратегии, в которых игроки берут на себя роль предпринимателей, осваивающих открытые острова в Карибском море. Участники выращивают экзотические для Европы культуры: табак, кофе, кукурузу, которые потом можно продать. Игроки для достижения своих целей пользуются помощью различных персонажей. Причем персонаж в раунде может быть выбран только одним игроком. Когда человек берет себе персонажа, не только он выполняет действия, предписанные выбранной ролью, но и все игроки. Однако владелец персонажа получает еще некоторый бонус.

Отличия.

В НИ присутствуют все классические компоненты игры: личные поля игроков, карты персонажей, карточки зданий, товары, деньги, фишки ПО. В КИ же есть только карты. В SJ карты  — это и здания, и товары, и деньги. Также в НИ присутствует механика расстановки рабочих на плантации, в КИ ничего такого нет. И еще в НИ все ресурсы, кроме кукурузы, пока еще не несут ценности, т.к. не являются товаром, их нужно переработать. В КИ же карта, положенная на плантацию в фазе производства, автоматически становится товаром, который можно продать в фазе торговли.

Также различен процесс зарабатывания ПО. В НИ очки можно получить в процессе игры за продажу товаров в Старый Свет, а также за построенные здания в конце игры. В КИ сумма ПО игрока складывается только из очков, которые дают здания, построенные игроком к концу партии. Так что, если в PR основная цель – это производство ресурсов для их дальнейшей продажи, то в SJ главное – это строительство города, а ресурсы играют роль лишь средства для заработка денег.

 Наше мнение.

Очно мы знакомы только с San Juan’ом. Это одна из первых игр в нашей коллекции. Хоть и редко в нее играем, SJ нам нравится своей необычной механикой разностороннего использования карт и выбора ролей. С Puerto Rico никогда не сталкивались, да и, наверное, не появится она в нашей коллекции. Во-первых, она на двоих почти не идет, во-вторых, нам оформление не импонирует.

Сводка

  Настольная Карточная
Рейтинг на BGG 8.26 7.35
Среднее время игры (мин) 90 45
Возможность играть вдвоем да да
Есть локализация нет нет
Средняя цена (руб.) 1900 600

 Caylus (2005) / Caylus Magna Carta (2007)

Стратегия, которая крепко сидит в топе BGG и ее карточная вариация, которая хоть и не имеет такой рейтинг, но все же является самобытной карточной игрой.

Сходства.

Предыстория у обеих игр одинакова. XIII век, король Филипп Красивый решает построить замок в местечке Кайлюс, что на юге Франции. В строительстве принимают участие несколько «строительных организаций», за которых и отвечают игроки. Так, прокладывая дорогу, строя здания возле нее, прорабы возводят замок, который должен стать аванпостом южных границ Франции.

Итак, к самой игре. В начале партии каждый игрок получает несколько кубиков ресурсов, денье (местная валюта), а также своих рабочих. Дорога пока состоит из нескольких нейтральных зданий, но ничего, с каждым ходом, благодаря игрокам, она будет становиться все длиннее и длиннее.  В начале хода строители получают денье из банка, но не следует радоваться, они скоро растают, ведь в обеих играх и вдохнуть бесплатно нельзя. И самое главное, денье стоит основное действие в игре — расстановка рабочих. Последних можно ставить на здания у дороги, как свои, так и чужие. Причем, установка рабочего на здание другого игрока, не пройдет бесследно. Последний получит определенный бонус. Какой, это уже будет описано в отличиях.

Кроме дороги, в обеих версиях Кайлюса есть еще две важных локации: мост и замок (собственно, ради него все и затеялось). Если игрок больше не хочет (или не может) расставлять рабочих, он ставит свою фишку на первое свободное поле на мосту. Если игрок спасовал первым, он за это еще и денье получает. Также игроки занимаются строительством самого замка. Они отдают набор из трех ресурсов, строят одну из частей замка, за что получают ПО. Награда за работу уменьшается по мере строительства замка. Так что, надо успеть во время.

Все игроки рабочих расставили, спасовали, пора за здания бонусы получать. Однако не все так просто. В игре есть продажный чиновник Прево — фишка, которая движется по дороге. И сработают только те здания, которые расположены между началом дороги и фишкой Прево. Вот тут-то и начинается самое интересное. Каждый игрок может заплатить денье в банк и переместить Прево к началу или к концу дороги. И весь Ваш план может полететь в тартарары.

Отличия.

Первое отличие заключается в зданиях. В НИ здания являются общим достоянием, и воздвигаются они с помощью специальных строительных карт. Когда игрок строит здание, он кладет его на пустую клетку дороги, а сверху ставит домик своего цвета, тем самым помечает здание. А в КИ у каждого есть своя колода зданий. Наборы зданий, конечно, одинаковы, но в руку могут прийти карты разные. И здесь появляется некоторый элемент Hand management’a: можно за денье добрать карту в руку или заменить все карты в руке на столько же из колоды.

Различаются также бонусы владельцам здания за расстановку на них рабочих. Если в НИ это постоянно 1 ПО, то в КИ все зависит от конкретной карты. Обычно это уменьшенная прибыль хозяину рабочего. Например, владелец рабочего получает два кубика дерева, а владелец здания — один.

Важный элемент НИ, которого нет в карточной версии, — это, так называемые, королевские милости. Зарекомендовать себя можно, принимая участие в строительстве замка. Милость дает определенный мгновенный бонус, причем действует накопительная система. Есть несколько направлений: деньги, строительство и пр. Если ты выбираешь этот тип бонуса в первый раз, получишь минимальное вознаграждение, однако продвинешься по шкале типа. И в следующий заход можешь уже побольше заполучить. А можешь и другое попросить. В общем, есть некая система прокачки.

Ну и различается условие окончания игры и система подсчета очков. В НИ игроки зарабатывают очки по ходу игры: за строительство замка, за использование их зданий… В КИ подсчет происходит только в конце игры и складывается также из стоимости возведенных зданий и частей замка. В обеих играх партия заканчивается, если больше нет возможности строить замок (закончились жетоны). Но в НИ есть еще один чиновник — бальи, в отличие от прево, неподкупный, который движется к концу дороги. Если он доходит до определенного пункта, начинается промежуточный подсчет очков за строительство замка. Если он доходит до конца дороги — игра окончена.

 Наше мнение.

Мы играли только в Caylus Magna Carta, и нам она ооочень нравится. Странно, что на BGG ее рейтинг намного ниже самого Caylus’a. Наверное, это из-за того, что она все же не оригинал, а лишь повторение НИ. Первопроходцы всегда получают больше славы.

Конечно, НИ богаче на игровые механизмы (одни королевские милости чего стоят) и менее рандомная, однако в КИ есть одна интересная особенность — бонусы за здания. Кажется, процесс строительства зданий и расстановки рабочих становится увлекательней, когда владелец постройки получает определенный ресурс, а не просто сухое ПО. Больше простора для планирования своей тактики и стратегии.

В общем, мы хотим еще играть в карточный Caylus, очень хотим познакомиться с Caylus’ом настольным и иметь его в своей коллекции, т.к.  это уже живая классика.

Сводка

  Настольная Карточная
Рейтинг на BGG 7.97 7.12
Среднее время игры (мин) 120 75
Возможность играть вдвоем да да
Есть локализация нет нет
Средняя цена (руб.) 2300 1400

На этом закончим первую часть наших сравнительных обзоров. В следующей статье мы расскажем вам о карточных вариантах настолок, которые вышли после 2007-го года. Там довольно много интересных экспонатов.

Запись опубликована в рубрике Обзоры с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

32 отзыва на “Все поставлено на карту. Часть первая.

  1. Katze:

    Какая серьезная и большая статья! Очень интересно было прочитать.
    Затерянные города (КИ) – первая игра в увлечении настолками. Мне она нравится. Периодически мы в нее играем.
    Кайлус (КИ) — с вами мы в нее и играли 🙂 Очень хочется повторить, потому что одной партии мало :))))
    Вы молодцы! Статьи в блоге идут одна за другой, и все хорошие и нужные 🙂

  2. Обширный обзор. Здорово. Немного жаль, что не играли во все картоные и настольные варианты, тогда бы статья была просто бомба, но она и так основательна. мне показалось что в первом абзаце статьи задается некая более агрессивное направление рассуждений. но внутри все очень по-домашнему. Было очень интересно. т.к. я сам часто знаком только с одним вариантом игры и порой хочется попробовать и другой.

    Я играл НИ: Колонизаторы, Cluedo, Кайлюс.
    Из карточных только в Кайлюс, т.е. только по Кайлюсу я играл в оба варианта, до остальных как-то еще не добрался.

    • Меня немного останавливал тот факт, что лично мы играли не во всё, о чем собирались говорить. Но статья всё же была создана под напором её основного автора — Кости. В конце-концов я стала воспринимать её не как попытку наваять нечто «энциклопедичное» , а как затравку на дискуссию. Интересно послушать комментарии. Кто во что играл, кто может что-то поругать, что-то похвалить. Собственно, статья — преамбула. Надеюсь, что продолжение последует в комментах от читателей нашего блога.

    • Спасибо за хороший отзыв!
      Что можешь сказать по поводу двух Кайлюсов? Как НИ по сравнению С КИ?

      • Пожалуйста.
        Могу сказать, что не могу назвать это конкретно разными играми, все же очень многие элементы одинаковые, но сама механика разная. НИ значительно сложнее, т.к. там нет у каждого своих зданий, они все общие, тут успел/не успел, Так же не особо помню как в КИ работает Наместник (или как его вобщем контролер) вроде его совсем нет, а в НИ это конкретная проблема — нужно его постоянно подкупать иначе здания не работают. Т.е. я воспринимаю КИ как облегченный вариант НИ.

  3. Ого! Вот это масштаб! Видно, что соскучились вы за написанием статей за лето 😀
    Очень интересно написано, с удовольствием почитал. Подход к вопросу тянет на диссертацию 😉 Молодцы!
    Жду продолжения.
    По играм: ни одну из этих игр пока не играл в обоих вариантах. Имею колонизаторы и клюдо настольные и города карточные. Задумался о карточных колонизаторах, спасибо. Раньше на них, почему-то, не смотрел (думал что это чисто коммерческий ход срубить денег с поклонников, а сама по себе игра ничего не представляет).
    Очень хочу добраться до Кайлусов. Обеих.
    К Пуерто Рико/Сан Хуан отношусь с большим уважением, но пока боюсь их хардкорной репутации 🙂

  4. Интересно было почитать, и слог хороший — текст «легко» идёт. Спасибо за познавательную статью.
    P.S.
    Это же сколько времени на неё ушло… Жуть, я столько, наверное, не осилил бы 🙂

    • Да, всего лишь, все лето ушло. 🙂
      Идея пришла в конце весны и с перерывами воплощалась в течение 3-х месяцев.
      А если чистое время прикинуть… Много. Надо было еще изучить игры, в которые не играли. Где-то часов 12-15, наверное.

  5. Игра во всё понемножку, т.е. в одну игру из каждой пары. Наверно потому, что игры схожи, а когда кругом столько интересных настолок, пробовать»ещё один вариант» не хочется 🙂

    • Разумно. но это если все игра перед тобой и нужно в них только играть. Обычно такого не бывает и сть то одна то другая, то третья. Поэтому думабю практически никто не пробует эти игры подряд, поэтому они воспринимаются все же как разыне.

  6. «Различаются также бонусы владельцам здания за расстановку на них рабочих. Если в НИ это постоянно 1 ПО, то в КИ все зависит от конкретной карты.»

    Неверно… в НИ здания приносящие ресурсы, также дают не только ресурс тому, кто поставил рабочего, но и хозяину здания (посмотрите фото на БГГ — это значок ресурса в скобках под основным количеством ресурсов). Просто эти здания подороже обычных (тех, которые приносят хозяину только 1 ПО), поэтому строятся зачастую не сразу..

    З.Ы. Нам с женой Сан Хуан по сравнению с Пуэрто-Рико совершенно не понравился.. Осилили с партии три и избавились от него.. ))

    • Понятно… Спасибо за информацию! Упустил этот момент в правилах.
      Выходит, разница в том, что в КИ ресурсы дают все здания, а в НИ только самые дорогие.

      По поводу Сан Хуана. На вкус и цвет… А как вы относитесь к Race for the Galaxy?

      • > А как вы относитесь к Race for the Galaxy?

        Совершенно не привлекла… Почитали с женой правила, посмотрели как играют и даже пробовать не захотелось…
        Мы больше по Найтфоллу, Громокамню, WH:I (это если про карточные), там нам интересно играть вдвоем..

        • Понятно, значит, вам неинтересны игры такого типа. Т.к. San Juan и RftG очень схожи. Это Hand Managment в чистом виде.
          А те, что Вы перечислили, это колодостроительные. Правда, что такое WH:I не припомнил…

          • не совсем так получается.. просто так уж получилось, что понравилось и оставили именно из карточных только Громокамень и Найтфолл, а они колодостроительные.. Ну а ВХИ (ВХИ — Вархаммер Инвейжн) — это как для нас — более интересная и приятная игра нежели МТГ.. Из НИ с Hand Managment — тот же Брасс — очень нравится, одна из лучших игр в нашей коллекции.. Так что сама идея Hand Managment-а нельзя сказать, что не нравится.. )))
            Просто Сан Хуан — показался нам нудноватым и скучноватым по сравнению с Пуэрто-Рико, в которое мы с удовольствием играем до сих пор… А вот РфтГ — просто самой концепцией.. Т.к. каждый воспринимает понятие «взаимодействия» со своей точки зрения, то с нашей домашней — в РфтГ его нет (повторюсь — с _нашей_, которую я никому не навязываю… т.к. обычно набегает куча любителей Гонки и начинает рассказывать про супермегавзаимодействие с их точки зрения), поэтому нам его играть совершенно неинтересно.. Мы больше любим игры с более прямым конфликтом, если это не кооперативка…

          • WH:I, как я понимаю, это ККИ? Играете только с женой? Часто деньги в игру вкладываете?
            Как-то Брасс в России мало известен. Хотя на BGG в самом топе находится. Игра на экономическую тему?
            RftG по сути пасьянсная. Знаю, что взаимодействия там есть и довольно сложные, но скзать про них мало что могу, слишком мало в нее играл.

            • WH:I это ЖКИ. т.е. не нужно покупать постоянно бустеры с рандомом карт. Есть базовые колоды + бустеры с заранее известными каратми. Сначала определяешь нужны ли карты и потом уже либо берешь/либо не берешь бустеры.

              В Киеве есть небольшая тусовка по клубам и как говорят не мало людей которые сидят по домам и играют в базовый вариант. Стараемся расскрутить игру, но в последнее время даже я как-то не попадаю на встречи, так что ничего не могу рассказать.

            • ВХИ — это ЖКИ…. )) Это изобретение ФФГ (туда же Лорд оф зе Рингс ЖКИ, Игра Престолов ЖКИ).. бустеры стоят по 10 у.е. + 3-4 у.е. доставка.. но как правильно Спотти заметил — покупать каждый месяц (в месяц выходит только 1 бустер) — совсем не обязательно (причем , если начинать сейчас игру — то старые выпуски сейчас покупать тоже смысла нет — в новых достаточно отличных карт).. Играем и с женой и в клубе немножко (пытаюсь больше людей привлечь)… )))
              Брасс да, экономическая.. если есть возможность попробовать — очень рекомендую (вышел римейк Брасса — Age of Industry, но говорят он похужее оригинала)…

      • А мне Race for the Galaxy нравится. Но пока дома в нее не играю, мало того дома как-то даже не стал показывать….как-то боюсь что сразу скажут, что не то.

        Хотя хочу подключить как-то брата, но недавно показывал ему ККИ Ваху (случайно) ну и понятно она ему показалась привлекательнее. Но я думаю мы и с Галактикой попробуем.

        • Интриги! Скандалы! Расследования!
          Spotty прячет у себя дома Race for the Galaxy. Домашние не в курсе! 🙂

          Да, в игру очень сложно с первого раза въехать. Может только отпугнуть.

  7. *по поводу зданий, это про Кайлус было.. ))

  8. Отличная статья.
    Среди представленных игр мне обычно больше нравится тот вариант игры, который появился ранее. КИ — ЗГ, ПР — НИ, К — НИ и т.д. :).

    • Спасибо!
      Конечно, оригинал он и есть оригинал.
      Однако карточные Колонизаторы мне все же нравятся больше.

  9. Max:

    Отличная статья! Опробованы Только оба колонизатора, соло ЗГ и Сан Хуан.
    Из впечатлений могу сказать, что карточные колонизаторы у нас не пошли, хоть впечатления и оценки неплохие. Видать, в большей компании в обычные приятнее просто рубиться и за землю биться. Хотя атмосфера почти 1-в-1 передана — это авторы молодцы.
    Сан хуан, конечно, пасьянсовый до не хочу, взаимодейсвия почти ноль, но вот он как-то увлекает и сосредатачивает. Это, конено, «личная имха». Пока сыграна одна партия, но смысл прочувствован. Скоро на тесере напишу отчет, поделюсь.

Оставьте комментарий