Отчет о стратегиях старых, новых и не очень

Давно не обновлялся наш блог… А дело в том, что мы в отпуске. Но свободное время и доступ в Инет были найдены, и вот вашему вниманию предлагается отчет о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой… Это был день в клубе, когда мы, в основном, играли в стратегические игры.

В начале дня Арсений решил познакомить нас с классикой стратегий — игрой Risk 1959-го года выпуска. На столе появилась карта мира, разделенная на 42 области. Каждый игрок получил кучу солдатиков, кавалеристов и пушек. Правда, в сыгранной партии использовалась только пехота. Также каждому досталось по семь карт территорий, т.к. играли мы вшестером, трое на трое. На территории, указанные на картах, мы расставили своих человечков. Это была начальная расстановка сил.

Итак, что есть ход игрока… Сначала происходит нападение. Игрок может аттаковать сколько угодно раз, была бы  возможность. Для атаки выбирается территория со своими войсками и соседняя область противника. В бой ведется от одного до трех солдат, и нападающий кидает кубики в количестве атакующих пехотинцев. Противник также выводит на оборону свои войска, но только два максимум, и кидает кубики в соответствующем количестве. Результаты на кубиках сортируются по убыванию и попарно сравниваются. Если у нападающего результат больше, солдатик обороняющегося уничтожается, иначе эта участь постигает солдата агрессора. Если игрок после серии атак захватил хотя бы одну территорию, он получает карточку, на которой изображен солдат, кавалерия или пушка. Потом определенные наборы этих карточек можно обменивать на новые войска. Также новые войска можно получить за захват всей территории какой-либо части Света. В конце своего хода игрок может перераспределить свои войска между соседствующими областями.

Вот так вот выглядят основные правила… При командной игре, поражение одного игрока ведет за собой поражение всей команды. Игра не произвела особого впечатления. Почти все в игре зависит от кубиков и очередности хода. Странно, что нет ограничения на количество атак за ход. Из-за этого ход игрока протекает следующим образом: берется толпа солдатиков с одной территории, и начинается марш по более слабым областям противника. Постепенно армия нападающего тает, и на каком-то моменте игрок решает остановиться. Может, 50 лет назад эта игра и считалась оригинальной и элегантной, но для 21-го века она уже устарела.

Следующей стратегией, в которую мы погрузились в этот день, был Сёгун. С нами играло два новичка, и первый цикл планирования прошел для них как обучающий. Но потом они втянулись, и игра пошла по-настоящему. Играли мы в этот раз на солнечной стороне карты, но больших отличий от лунной не заметили. В этой партии не появлялось никаких альянсов, каждый был четко сам за себя. Что было, в принципе, хорошо. Еще это была партия неудачных боев. Очень часто нападающий игрок жалел о своем поступке. Башня была против агрессоров. В целом, Сёгун остаётся для нас также интересен.

И в завершении на столе была разложена El Grande. Это известная настольная игра, созданная в 1995-м году и занимающая 10-ю строчку рейтинга в BGG. Стратегия переносит нас в Испанию позднего средневековья (а может и нового времени, не суть важно). Игроки здесь являются зажиточными дворянами, грандами, которые борются за власть и влияние. Каждый игрок выбирает себе цвет, после чего  берет свои кубики – это будут дворяне кабальеро, подчиняемые игроку. Также у каждого игрока есть кубик побольше, — это сам гранд. Еще у всех есть колода из тринадцати пронумерованных карт, они будут использоваться для определения очередности хода. Поле же здесь – это карта Испании, разделенная на владения. У каждой области написаны очки, присуждаемые за первое, второе и третье места (такое же есть в Королевских вратах). На одну из областей в начале игры ставится король – главное действующее лицо этой игры, вокруг него будут плестись интриги и происходить все значительные действия в игре.

Каждый игрок случайным образом получает область, где будет находиться его гранд и два помощника кабальеро. Туда помещаются большой кубик и, соответственно, два маленьких. Еще кроме самой Испании есть отдельная область – остров Сицилия. Она тоже имеет определенные очки за влияние, но на область ставится большая полая башня. О ней чуть позже.

Итак, ход самой игры… Игрок, который ходит первым, выбирает одну из тринадцати своих карт и кладет в открытую перед собой. Также делают и остальные игроки, но человек не может положить карту с достоинством, которое уже есть на столе. Ход начинает тот игрок, который выложил карту с наибольшим достоинством. Однако не стоит думать, что нужно всегда выкладывать карту с максимальным значением. На каждой карте изображено определенное количество человечков. И их количество обратно пропорционально достоинству карты. Эти человечки показывает то число дворян, которых можно пригласить из отдаленных провинций (общего пула) ко двору для дальнейшего использования. В начале игры при дворе каждого гранда находится семь кабальеро.

Игрок делает свой ход при помощи одной из карт действий, которые поделены на пять стопок. На картах из каждой стопки также изображено определенное число человечков. Здесь они обозначают число кабальеро, которое может быть перемещено со двора в области. И, конечно, на картах есть описание самих действий. Например, карта с пятью кабальеро позволяет переместить короля в любую провинцию. Ну а теперь стоит рассказать, зачем всем так дался этот король. Выше было написано, что вокруг короля плетутся интриги и другие действия игры. И это не просто выражение. Действительно, если на карте не оговорено отдельно, то действия можно совершать лишь в областях, которые граничат с областью, где находится король. Также лишь в эти области можно помещать кабальеро со двора. Исключением является Сицилия. Если остались лишние кабальеро, их всегда можно кинуть в башню, где они будут лежать в темную.

После нескольких кругов происходит подсчет очков. Каждая область дает игрокам очки за большинство кабальеро на территории. Но подсчет очков на некоторых территориях может происходить и раньше. Сделать это позволяют карточки действий. Также эти карточки могут передвигать своих и чужих кабальеро, изменять правила подсчета очков, а также делать другие приятности себе и гадости другим.

В конце игры подсчитываются очки, и определяется победитель. Вот такая она, El Grande. Впечатления от игры остались сложные… Наверное, не до конца понята суть игры. Настолка должна быть интересной. Надо только разобраться в тонкостях, изучить тексты на карточках (которые, к сожалению, написаны не на русском языке).

В заключении можно сказать, что на примере этих трех игр возможно проследить эволюцию стратегических игр. Risk выглядит уже наивно, El Grande намного лучше, а Shogun на самой высоте. Приятно, что настольный игропром не стоит на месте. Интересно, какого уровня будут игры лет эдак через двадцать?..

Запись опубликована в рубрике Клуб, Отчеты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 отзыва на “Отчет о стратегиях старых, новых и не очень

  1. OntAlexandr:

    А! Ты читаешь мои мысли про эти игры! 🙂

  2. Paf:

    А в правилах так и написано — «Сицилия»?

    Я никак не могу отделаться от мысли, что должна быть Ибиса или на худой конец Майорка =)

    • Не факт, совсем не факт. Помнится, так его называл Саша, но он любит пошутить. 🙂 Скорее всего, это Болеарские острова, та же Ибиса.

Оставьте комментарий